Для начала: Что подвигло меня на написание этой статьи? Ну чтоб, немножко просветить ставропольскую хип-хоп молодёжь, чтобы знали «корни». Потому что, бесит, честно говоря, когда на каком-то второсортном мероприятии, несведущий организатор орёт, что «это первый ставропольский хип-хоп фестиваль» и т.д. Хотя с момента действительно первого фестиваля прошло уже 12 лет. Я не коснусь в статье других регионов ставропольского края, т.к. не знаю, как там всё это происходило. А также не будет ни слова про брэйкданс, потому что, к сожалению, эта часть нашей субкультуры развивалась в Ставрополе довольно-таки обособленно от всего остального и появилась как явление немного позже. Ну, обо всём по порядку.
На вопрос, кто же был первым, ответа найти уже, наверное, не удастся. Но одно точно – в течение 2-3 лет, то есть в период 1993-1995 г.г., сформировались первые ставропольские рэп-коллективы. Некоторые из них объединились сначала в танцевальные команды для выступления на культовом для тех времен мероприятии под названием «Крэйзи Данс». Другие собрались сами по себе от большого желания самим попробовать читать рэп, чтобы показать, что не хуже тех парней, чьи кассеты сметались с прилавков. Ну, и конечно же появление в продаже сборников и альбомов первых российских рэп-исполнителей тоже дало толчок к появлению первых ставропольских МС. К слову сказать, танцевали тогда практически все, и в основном в 1993-94 туса образовывалась именно на почве пристрастия к исполнению различных па, «слизанных» из просмотренных клипов американских хип-хоперов. Собирались в небольшие компании, ходили по дискотекам, демонстрируя всем своё мастерство.
В итоге в конце 1994-го - начале 1995-го года, решено было переходить от танцев к песнопению. В то время вся туса клубилась в одном месте, которое стало местом рождения ставропольского рэп-коммьюнити. Имя ему – диско-бар «Три пальмы», который находился на районе Ботаника. Именно там из разбросанных по всему городу маленьких компаний по интересам и появилась на свет ставропольская хип-хоп тусовка, став единым объединением. В помещении, рассчитанном на 50 человек, набивалось человек 100, которые тусили, танцевали, бухали, обменивались кассетами и просто весело проводили время. Не знаю, как звали хозяина заведения, но этому человеку ставропольские рэпперы должны поставить памятник при жизни. Объясню почему. Представьте, толпа 70-80 и более человек, которая практически ничего не заказывает в баре (всё таскали с собой с соседних ларьков), дебоширит, ломает мебель, пляшет какие-то сумасшедшие танцы и т.д. Но он закрывал на это глаза, потому что он был горд тем, что в его заведении зависает самая интересная и неординарная для тех лет молодёжь. Респект ему на века! Надо сказать, было ещё одно место, которое способствовало развитию хип-хоп культуры в Ставрополе – музыкальный магазинчик в Доме Офицеров, где кассеты с рэп-музыкой появлялись с завидной постоянностью. Увидев, интерес они стали разыскивать всё больше и больше альбомов разных исполнителей. Никакой разбивки на стили тогда не делали, конечно, скупалось всё, без разбора, «лишь бы рэп». Также были «подгоны» видеокассет с клипами, записанными с MTV от студентов из Анголы (Rock, Turbo, Limo), у которых в общежитии стояла «тарелка».
Прошла зима, и тусить в помещении стало неинтересно, всем захотелось на волю! И опять хороший человек перехватил эстафету у хозяина «Трёх пальм». На этот раз тусу «пригрели» на так называемой «клетке» - дискотеке в Парке Победы. И помог в этом человек по имени Руслан (ныне DJ Texas), который работал там диск-жокеем. Именно благодаря его поддержке и энтузиазму рэпперов в июне 1995 года (!) прошёл Первый Ставропольский Рэп-фестиваль «Голос Старого Города». Он шёл два дня. Участие приняли семь команд: Dead Nazi (John H., Снуп),Kitten Beat( ILL, Bak$), On Ice (Бордюр, Артур), Street Angels (Димит, Дэн), L.S.D. (Стас, Семён), SP (ILL, Аккумулятор), Black Crow (Жук, Lитва). Читать толком никто не умел, «минуса» практически у всех в большей массе были «ворованными», но все были счастливы просто стоять на сцене с микрофоном в руках и зачитывать свои перлы. Надо сказать, что это были ещё не все команды, существовавшие в городе. Были и те, которые отказались участвовать, сославшись на то, что у них контракт и бесплатно
они выступать не будут. Сейчас вспоминать об этом смешно, потому что контрактов никаких не было, а были просто предприимчивые люди, которые пытались делать на этих ребятах деньги. Они писали им «минуса», записывали их в студии, взамен те подписывали какие-то бумажки, запрещавшие им выступать без разрешения этих горе-продюссеров. Таких команды было две – Mad Cool Black Feelings (двое участников которой ныне являются Крёстной Семьёй, остальные трое парней – это те самые студенты из Анголы) и Сублимация Импульсов (полностью женский коллектив). Они периодически появлялись на «Крэйзи Данс» и студенческих мероприятиях в ДК Профсоюзов. На этом фестивале произошёл и первый биф в истории ставропольского хип-хопа, инициатором которого был, пожалуй, самый эксцентричный ставропольский МС тех лет – Аккумулятор. Трэк «девочки, которые хотят читать рэп», направленный против Сублимации Импульсов вызвал бурю эмоций, как положительных, так и отрицательных.
Все были настолько воодушевлены, что второго фестиваля пришлось ждать не долго. Он прошел в ноябре 1995 года и конечно в «Трёх Пальмах». Это было одно из лучших ставропольских рэп-пати за всю историю. Команды были те же плюс прибавились Сублимация Импульсов (их «кормилец» предоставил «аппарат» и, наверное, даже что-то заработал), также появилась ещё одна новая команда 2 Non Black (Фикс, Мирон). А также On Ice трансформировались в Т.Г.(Бордюр, Артур, Роман, Ефим), прибавив к составу ещё несколько у