Отредактировано:07.09.07 01:46
Цвет волос и характер
Связан ли цвет волос с характером человека? Если обратиться к культуре во всех ее проявлениях, начиная с древнего эпоса и заканчивая современной теле- и кинопродукцией, то ответ будет «однозначно да». Архетипически в сознании нынешних европейцев, воспитанных на средиземноморском наследии, светлое (по цвету) автоматически отсылает к возвышенному или как минимум жизнеутверждающему началу, тогда как темное – к опасному, стихийному и разрушительному.
Златокудрая Афродита у древних греков (она же Венера у римлян), воплощение женственности и любви (в двух ипостасях – Небесной и Земной), типически противостоит воинственной охотнице брюнетке Артемиде (Диане). Солнечный Аполлон (Феб), повелитель Муз, – необузданному Вакху (Дионису), с его вечно пьяными и малоприятными подчиненными, типа Пана и прочих «человекокозлов» (см. Рубенса).
Несомненными блондинами были «прекраснейшие из греков» – Елена и Парис. Традиционно светлый цвет волос приписывается героям историческим, таким как Александр Македонский. Эта же система колористики, с распространением христианства, перешла и на персон Священной истории (ветхо- и новозаветной). Что особенно касается средневековых (включая Ренессанс) живописных изображений работы западноевропейских мастеров.
Дева Мария – голубоглазая блондинка, Христос – чаще всего тоже светловолосый. Мария Магдалина – рыжая. Иуда – брюнет. Не говоря уже о том, что ангела Божия символизирует белокурый юноша, тогда как ангела падшего – «черт чернее черного». Символика – вещь прочная и никакими разумными доводами ее не выбьешь. Поэтому и в более поздние времена в народном сознании связка «блондинка – хорошо, брюнетка – опасно, а рыжая — вообще отдельная тема» закрепилась на подсознательном уровне.
Показательнее всего в этом отношении сегодняшняя массовая теле-, кино- и поп-продукция, которая, как известно, является наиболее четкой проекцией низового сознания. Многочисленные голливудские блондинки, играющие «хороших девочек», «умниц красавиц» и золушек всех мастей. Несметные полчища barbie-girls на эстраде, сладких и незамысловатых, как «чупа-чупс». Тогда как «роковые красотки» и «сильные женщины» в этой же системе координат на 90% брюнетки (шатенки). Присмотритесь – забавная арифметика может получиться!
Из последних отечественных проектов ярче всего тема черного – белого на нашем TV обыграна в передаче «Принцип домино», с ее двумя Еленами-антиподами. Хрупкая нежная блондинка Ищеева, как добрый ангел-примиритель, и яркая брутальная, не только брюнетка, а даже африканка Ханга, как черт-провокатор, с ее ЭТИМ телепрошлым. Все вполне в традиционном мифологическом духе.
Здравый смысл и простая наблюдательность обнаруживает, мягко говоря, несостоятельность таких «традиционных» представлений. И это, даже не затрагивая тему расовых и этнических различий. (Что – все скандинавские барышни мягкие и покладистые, а все темноволосые, в диапазоне от японок до африканок – деловые и роковые?). Даже среди моих ближайших московских знакомых немало целеустремленных и волевых блондинок, нежных и романтических брюнеток... Есть даже одна рыженькая скромница. Конечно, при желании, в этот регистр можно «подогнать» немалое число «экземпляров». Но зачем? Любая практика «притягивания за уши», чем грешат многие классификаторы, – не более чем интеллектуальное упражнение.
В этом смысле отдельного рассмотрения заслуживают гороскопы. Особенно в графе «типичная внешность» того или иного знака Зодиака. Читаю: «Женщину Водолея легко узнать – обычно она высокая и хрупкая, с тонкими чертами лица, обязательно светловолосая, белокожая и голубоглазая...». Забавнее всего, что в качестве иллюстрации приведена фотография Тони Брэкстон. Блондинка та еще!
Чужие волосы
Редкая женщина равнодушна к цвету собственных волос. Пристрастия распределяются в диапазоне от восторженного приятия: «какое счастье, что я брюнетка (блондинка, рыжая)!», до маниакальных «поисков себя» посредством бесконечных перекрашиваний. С перспективой облысения в итоге. Как свидетельствуют психологи, первый случай типичен для уверенной в себе личности с адекватным восприятием реальности. Это же распространяется и на общее удовлетворение своим типом красоты (что не исключает уход за собой и стремление к самосовершенствованию).
Второй случай, в его крайней форме, говорит о серьезном душевном разладе и поиске «черной кошки в темной комнате, которой там нет». То есть перевод психологических проблем в зону визуального ряда: «у меня ничего в жизни толком не получается потому, что я не так выгляжу». В частности, не тот цвет волос.
Помнится, несколько лет тому назад, в одном из интервью, известная блондинка Рената Литвинова описала такой эпизод из своей жизни. К ней приехала погостить подруга брюнетка. И однажды, после мытья головы, не убрала за собой волосы. Цитирую близко к тексту: «Они были, как длинные черные змеи, в моей белой ванне! Никогда в жизни я не испытывала большего отвращения!» Если сделать скидку на актерское преувеличение Ренаты, любительницы эпатировать публику, то реакция в целом нормальная. И даже дает очки в ее пользу. Уверенная женщина любит себя, и «вторжение» чужих волос на собственную территорию воспринимает как надругательство. «Признаюсь, я потом долго мыла ванну».
Из мощных психологических мотиваций для «тотального перекрашивания», помимо необоснованного неудовольствия собой, можно выделить еще две. Желание кому-то понравиться и желание «начать новую жизнь». По поводу первого варианта еще один случай. Он приключился с моей подругой. Красавица брюнетка южного типа с роскошной «гривой» черных во